ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ
Описание образовательной программы
В Программе на первый план выдвигается развивающая
функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая
педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современной
научной «Концепции дошкольного воспитания» (авторы В. В. Давыдов, В. А.
Петровский и др.) о признании самоценности дошкольного периода детства.
Программа построена на позициях гуманно-личностного
отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование
духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных
качеств.
В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний
детей и предметный центризм в обучении.
При разработке Программы авторы опирались на лучшие
традиции отечественного дошкольного образования, его фундаментальность: комплексное
решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее
воспитание, амплификацию (обогащение) развития на основе организации
разнообразных видов детской творческой деятельности.
Особая роль в Программе уделяется игровой
деятельности как ведущей в дошкольном детстве (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец,
Д. Б. Эльконин и др.).
Авторы Программы основывались на важнейшем
дидактическом принципе — развивающем обучении и на научном положении Л. С. Выготского
о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие.
Воспитание и психическое развитие не могут выступать как два обособленных,
независимых друг от друга процесса, но при этом «воспитание служит необходимой
и всеобщей формой развития ребенка» (В. В. Давыдов). Таким образом, развитие в
рамках Программы выступает как важнейший результат успешности воспитания и
образования детей.
В Программе комплексно представлены все основные
содержательные линии воспитания и образования ребенка от рождения до школы.
Программа строится на принципе культуросообразности.
Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в
образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального
воспитания. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к
основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд).
Главный критерий отбора программного материала — его
воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений
культуры (классической и народной — как отечественной, так и зарубежной),
возможность развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе
дошкольного детства (Е. А. Флерина, Н. П. Сакулина, Н. А. Ветлугина, Н. С.
Карпинская).
Программа «От рождения до школы»:
•
соответствует принципу
развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
•
сочетает принципы научной
обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует
основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и, как
показывает опыт, может быть успешно реализована в массовой практике дошкольного
образования);
•
соответствует критериям полноты,
необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при
использовании разумного «минимума» материала);
•
обеспечивает единство
воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования
детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие
качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;
•
строится с учетом принципа
интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями
и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
•
основывается на
комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
•
предусматривает решение
программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и
самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно
образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии
со спецификой дошкольного образования;
•
предполагает построение
образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности
является игра;
•
допускает варьирование
образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей;
•
строится с учетом соблюдения
преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским
садом и начальной школой.