Социальное партнерство – это совместная коллективно распределенная деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками данной деятельности эффектам. Осуществляться она может как перманентно, так и в рамках ситуативных, специально планируемых акций (И. Реморенко).
Ряд статей Федерального закона№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» посвящены вопросам управления образовательными учреждениями:
- статья 3. «Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования»:
- п. 9) указывается на необходимость автономии образовательных организаций, их информационную открытость и публичную отчетность.
- п. 10) той же статьи делается акцент на демократическом характере управления образованием, обеспечении прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями;
- статья 26 «Управление образовательной организацией» относит к коллегиальным органам управления образовательной организации:
- общее собрание (конференцию) работников образовательной организации,
- педагогический (ученый) совет образовательной организации.
Кроме того в документе указывается, что «также могут формироваться
Попечительский совет, Управляющий совет, Наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации».
Задачи нашего дошкольного учреждения на 2021-2022 учебный год:
- повышение качества образовательных услуг;
- создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей;
- обеспечение открытости и общественной привлекательности деятельности ДОУ.
Именно участие родителей в деятельности Управляющего Совета позволяет им включиться в процессе коллегиального управления ДОУ.
Управляющий совет – новая для нас структура в деятельности дошкольного учреждения, его значение и потенциальные возможности еще не достаточно понятны практическим работникам, но мы стремимся к этому.
Цель создания Управляющего Совета в МБДОУ детском саду "Незабудка":
- придание открытости и прозрачности дошкольному образованию;
- внешняя оценка деятельности детского сада и его управления;
- повышение качество образовательных услуг, предоставляемых до-школьным учреждением.
В каждом ДОУ в зависимости от своей ситуации, своих целей и задач коллективы сами определяют те полномочия, которыми будет обладать ее Управляющий совет.
Это очень важно, для того чтобы в ДОУ понимали, какие решения может принимать их Управляющий совет.
Задача достижения высокого качества образования – задача не только воспитателей и педагогов, но и родителей, а. следовательно, модернизация
образования, использование новых ресурсных возможностей при переходе на новые образовательные стандарты, включая финансово - экономические механизмы, должны быть понятны и доступны каждому родителю.
Основные задачи Управляющего совета нашего ДОУ:
- определение основных направлений развития образовательного учреждения;
- внедрение новаций и расширения спектра образовательных услуг;
- повышение эффективности финансово-экономической деятельности, стимулирование труда работников образовательного учреждения;
- создание оптимальных условий и форм организации образовательного процесса.
- контроль над соблюдением условий образовательной деятельности, сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
Что делает Управляющий совет нашего ДОУ:
- утверждает образовательную программу образовательного учреждения;
- утверждает программу развития образовательного учреждения;
- участвует в разработке и согласовывает локальные акты образова-тельного учреждения;
- участвует в разработке показателей и критериев оценки качества и результативности труда работников образовательного учреждения.
Решение, принятое Управляющим советом, основывается на мониторинге, он реальный и прозрачный. Задача эта трудная, но, включая все
реальные механизмы взаимодействия, ресурсы, решаемая.
С чего мы начали создание Управляющего совета в ДОУ? Это можно определить как пять основных шагов.
Первый шаг - разработка локального акта «Положение об Управляющем совете».
Второй шаг - информирование о создании Управляющего совета в учреждении.
Третий шаг - проведение собрания трудового коллектива и выборы членов Управляющего совета из числа сотрудников ДОУ и родителей (хорошо, если родители будут юристами, финансистами и специалистами в области маркетинга и менеджмента).
Четвертый шаг - проведение собрания Управляющего совета и выборы его председателя.
Пятый шаг - принятие регламента работы управляющего совета и плана (циклограммы) работы.
Какие результаты мы имеем на сегодняшний день от совместной деятельности?
Благодаря активности членов Управляющего Совета в детском саду
был разработан и принят:
- План работы Управляющего Совета ДОУ;
- решены вопросы, связанные с улучшением материально-технической базы образовательного процесса, питания дошкольников, повышения роли и участия родителей в образовательной деятельности.
На начальном этапе были запланированы следующие меро-приятия:
1) организация питания в дошкольном учреждении;
2) организация безопасной жизнедеятельности в ДОУ;
3) реализация содержания Основной общеобразовательной про-граммы дошкольного образования.
Для родителей очень важно, чтобы их ребенок был умный, любознательный, развитый… Мы решили включить активно родителей в образовательную деятельность для:
- осуществления преемственности семейного и дошкольного воспитания в условиях ФГОС ДО;
- ознакомления с целями работы ДОУ на современном этапе;
- формирования у них понятия «целевые ориентиры»;
- согласования форм и методов работы с детьми по формированию этих ориентиров.
Данная работа позволила родителям:
- понять особенности работы ДОУ;
- увидеть имеющиеся проблемы и недостатки, которые могут быть устранены при их участии (мотивирование на помощь детскому саду) причем инициатива изменений в ДОУ идет не от администрации, а от самих родителей.
Администрация выступает как организатор взаимодействия родителей между собой в вопросах решения выявленных проблем.
Но есть еще риски:
- низкий уровень мотивации родителей в деятельности по управлению ДОУ;
- недостаточный уровень информированности родителей о таком социальном институте – «Управляющий совет ДОУ»;
- недостаточная степень координации членов родительской общественности и сотрудников ДОУ;
- недостаточная компетентность родителей в вопросах деятельности ДОУ;
- субъективная оценка деятельности педагога;
- несформированность позиции и нечеткое понимание функционала члена Управляющего совета.
Есть перспектива работы Управляющего совета:
- использование «традиционной» (для нашего ДОУ) тематики;
- расширение тематика деятельности Управленческого совета по актуальным проблемам, выявленным в результате анализа работы ДОУ;
- отслеживание динамики работы ДОУ по направлениям деятельности Управляющего совета;
- совершенствование образовательной деятельности ДОУ.